В июле 1918г.,
сразу после расстрела царской семьи, войска белой армии заняли Екатеринбург.
Первым делом офицеры поспешили в Ипатьевский дом - последнее пристанище
августейших особ. Там, помимо прочего, они увидели знакомые по иконам знаки -
кресты с загнутыми концами. Это была левоповоротная, так называемая
собирательная свастика - "оберега". Как потом выяснилось, её нарисовала
императрица Александра Федоровна.
Именно за эти
знаки невежественные лондонские рецензенты фильма о Романовых позднее окрестят
её "фашиствующей Брунгильдой", не ведая о древних христианских индийских
традициях - оставлять свастику там, откуда убираются атрибуты какого-либо
праздника после его завершения, чтобы сюда не проникло зло. Императрица освятила
дом "оберегой", предчувствуя конец праздника жизни...
Споры о
происхождении свастики не утихают многие годы. Её фрагменты обнаружены почти на
всех континентах в культурах индуизма, ламаизма, христианства (рис.3). Сегодня
считается, что этот знак берёт свое начало из древней религии ариев -
индоевропейцев. Первые его изображения на арийских алтарях и погребениях
хараппских печатях и оружии, самарийских чашах относят к 30 веку до н.э. На
Урале раскопан древний город-храм ариев Аркаим, ровесник пирамид Египта, имеющий
планировку улиц в виде круглой свастичной мандалы с алтарём в центре.
Что же
означала свастика? Это арийский символ единения небесных сил огня и ветра с
алтарём - местом слияния этих небесных сил с земными. Поэтому алтари ариев
украшались свастикой и почитались святыми, защищёнными от зла. Название
"свастика" произошло от санскритского термина "суасти" -- "благоденствие под
Солнцем", а свастичная мандала - от понятия "колеса", "диска", или "круга
вечности", разделённого на сектора. В Китае и Японии иероглифы свастики означают
пожелания долголетия под Солнцем.
В мире о
свастике написаны тома, и лишь российские авторы о ней умалчивают. А ведь это
наша история! Напомним, что прародина ариев находилась в дакко-сарматских
областях восточной Европы (там, где сегодня расположены Молдавия, Белоруссия,
западная часть России) и потом, под натиском неблагоприятного климата, они
перекочевали к Уралу. Их символы и традиции передались позднее обосновавшимся
здесь скифо-сарматам и славянам-русичам.
На Руси крест
с изгибами имел даже русское название - "коловрат". Подобно термину "суасти",
его корни переводятся как "Солнце" и "вращение", или "солнцеворот".
Изображения
свастик в виде орнаментов покрывали алтари древнерусских храмов, ризы,
иконостасы, военные стяги, чеканку оружия, отвороты национальных костюмов,
кружева, наличники домов, утварь и т.д. Об этом свидетельствуют фрагменты
росписей в Киеве, Чернигове, Новгороде, Вологде.
К примеру,
купол древнего коломенского храма усекновения головы Иоанна Предтечи украшен
мозаичной фигурой вращающегося Солнца с расходящимися от него
спирально-изогнутыми лучами и точками планет по периферии небосвода.
Завораживает
воображение и древняя роспись портика киевского Софийского собора, выполненная
ещё при Ярославе Мудром в виде череды лево- и правовра-щательных
свастик-коловратов и прямых крестов (рис.4). О том, какое реальное значение
могут иметь эти символы, мы поговорим позднее.
Одна из
интересных загадок, связанная со свастикой, скрыта в царском шатровом
коломенском храме Вознесения Господня. Здесь в марте 1917 г. (то есть в дни
отречения Николая II) найдена икона "державной Богоматери" со свастикой в венце,
скипетром и державой в руках (рис.5). На иконе Богоматерь как бы берёт на себя
заботы отрёкшегося царя о благоденствии Российской державы.
Итак, людям
давно известен знак свастики как символа вращающегося Солнца. Но что эта связь
получит научное подтверждение, казалось невероятным...
ОТ ПОСУДЫ ДО МОНЕТ
 |
Свастика - это графическое изображение,
состоящее из четырех элементов - крест с загнутыми в одну сторону
концами. Правда, ее можно интерпретировать и по-иному - изображение
четырех углов, соединенных в одной точке. Иногда углы изображались
закругленными, иногда прямыми или тупыми. В переводе с санскрита
«свастика»; означает «благополучие, связанное с благом».
Древнейшее изображение этого символа обнаружено в Северо-Западном
Причерноморье. Свастика была нарисована на конусообразных крышках
небольших сосудов, назначение которых, скорее всего, было ритуальным.
Эта керамика, возраст которой ученые определяют в 5450 - 5600
лет, принадлежала знаменитой трипольской культуре, предшественнице
древнейших цивилизаций мира, развившейся в междуречье Буга, Днестра и
Днепра. Хотя некоторые археологи считают, что эта прекраснейшая
глиняная посуда на тысячу лет старше, то есть относится к середине V
тысячелетия до новой эры. Как бы там ни было, но до строительства
египетских пирамид, до появления глиняных дощечек с первыми шумерскими
письменами должны еще пройти тысячелетия. |
 |
В начале III тысячелетия до н.э. трипольцев, прародителей великой
индоевропейской семьи народов, стали теснить пришедшие с востока
первые цивилизованные жители Великой степи - представители ямской
культуры. Часть трипольцев ушла на север Балканского полуострова и в
юго-западные области Малой Азии.Здесь они положили начало
крито-микенской культуры и чуть позже заложили основы соперника
Древнего Египта - государства хеттов. О том, что символика древних
трипольцев на Крите была еще жива и понятна народам даже в пятом веке
до н.э., свидетельствуют критские монеты с вычеканенным на них
изображением Минотавра, человека-быка, и неотъемлемого для него
лабиринта в виде свастики. Греки-эллины также в этот период
использовали свастику в качестве орнамента, но, не понимая смысла
этого символа, вскоре окончательно отказались от его использования. От
греков свастика попала на Апеннинский полуостров к этрускам. |
 |
СВАСТИКА НА РУССКОЙ РАВНИНЕ
Во II тысячелетии до
н.э. скифо-сарматские племена, вторгшиеся в Северное Причерноморье с
Иранского нагорья через Восточно-Каспийские степи, заняли обширнейшие
территории степной и лесостепной зон от Карпат до Алтая. Они-то и переняли у
праславянских народов их представления о мироустройстве. Свастика широко
использовалась вплоть до IX века н.э. в степях к западу от Волги. Скифская
свастика была представлена как в виде украшений сбруи коней, так и в виде
амулетов. В XIII -VII веках до н.э. украшениями уздечек были стилизованные
головы коней, образующие свастику, а в IX веке нашей эры свастика,
образованная головами птиц, перекочевала на личные амулеты. В раннее же
скифское время свастика вместе с праславянскими народами распространилась до
берегов Балтийского моря и Северного Ледовитого океана. Впрочем, в те
далекие времена Северный океан еще не был ледовитым.
 |
В предпоследний раз на Русской равнине свастика фигурирует на
амулетах и ювелирных изделиях булгар в XI - XIV веках н.э., ранее
вытесненных со скифских земель в Предкавказье полчищами гуннов. Часть
скифских булгар с восточного побережья Черного моря переместилась на
западное, ближе к Балканам, другая поднялась по Волге до Камы, где в
Средневековье образовала небольшое государство Волжских Булгар. |
 |
ЭКСПАНСИЯ НА ВОСТОК
Вместе с другой ветвью
индоевропейских племен, переместившихся из южных районов Русской равнины в
юго-восточном направлении и дошедших через Месопотамию и Среднюю Азию до
долины Инда, свастика попала в культуры восточных народов.
Она была распространена на расписной посуде древней Сузианы
(Месопотамский Элам на восточном побережье Персидского залива - III
тысячелетие до н.э.) - на мисках, где она размещалась в самом центре
композиции. Это, пожалуй, характерный пример, когда свастика использовалась
древнейшим неиндоевропейским народом. Знаки симметрично располагались
относительно прямоугольника, перечеркнутого косым крестом, обозначающим
землю.
Несколько позже свастику стали использовать семитские народы: древние
египтяне и халдеи, государство которых находилось на западном берегу
Персидского залива.
С этой же волной
индоевропейцев в середине второго тысячелетия до н.э. свастика проникла в
культуру Северной Индии. Там она благополучно просуществовала до нашего
времени, но приобрела мистический смысл. В самой общей трактовке свастика
считается индийцами символом движения и вечного вращения мира - «круговорота
сансары». Этот символ якобы был запечатлен на сердце Будды и поэтому иногда
называется «Печатью Сердца». Его кладут на грудь посвященных в тайны
буддизма после их смерти. Он высечен на каждой скале, храме, а также всюду,
где основатели буддизма оставили свои вехи.
Позже свастика проникает в Тибет, затем в Центральную Азию и Китай. Еще
через столетие свастика приходит в Японию и Юго-Восточную Азию вместе с
буддизмом, который сделал ее своим символом.
ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ
В конце девятнадцатого
века Елена Блаватская, влюбленная в мистическую философию Востока, вернула
свастику в европейскую культуру, придав ей смысл «вечного возвращения к
жизни». Позже, в 1908 году, австрийский мистик фон Лист обнаружил мотивы
свастики в магических орнаментах древних германцев, также являющихся частью
индоевропейских племен, мигрировавших, по-видимому, с западного Предуралья
под давлением скифо-сарматского нашествия.
Этот ничего не значащий
сам по себе факт дал ему повод ошибочно противопоставить свастику
«семитскому» кресту.
Свастика была не чужда и российскому императорскому дому. По-видимому,
ее появление в Санкт-Петербурге в начале века связано с именем императрицы
Александры Федоровны. глубоко интересовавшейся ламаизмом Тибета. Существует
предание, что перед казнью в Екатеринбурге в 1918 году императрица начертала
на стене комнаты, где была расстреляна вся царская семья, свастику и что-то
написала. Но это изображение палачи уничтожили.
В новейшее время после Февральской революции в России в 1917 году
Временным правительством были выпущены бумажные деньги со свастикой. Первые
денежные знаки Советского государства также были орнаментированы этим
символом.
С подачи фон Листа
древний символ вечного вращения мира, его постоянного обновления,
возвращения к жизни в начале 30-х годов нашего столетия попал на знамена
германских нацистов. Вместе с ними свастика появилась на Русской равнине, на
своей древнейшей родине, где, как исключительно германский фетиш, и была
похоронена.
СВАСТИКА НА НЕБОСВОДЕ
Как же возникла
свастика, какой изначальный смысл имел этот символ?
Для ответа на эти вопросы вернемся к рубежу пятого - четвертого
тысячелетия дон.э., к моменту ее возникновения. Племена трипольской культуры
в разное время занимали территорию от Дуная до Днепра. Являясь носителями
высокоразвитой по тем временам культуры, трипольцы имели собственный взгляд
на устройство мира, стройную систему религиозных верований. В дальнейшем
миропонимание трипольцев легло в основу религиозно-мировоззренческих
представлений древнейших мировых цивилизаций. Это был умный и очень
любознательный народ, изучивший небо над головой, знающий счет и владеющий,
видимо, письменностью. Свои воззрения на устройство мира, на влияние космоса
на земную жизнь три-польцы отражали в великолепных многоцветных росписях
культовой и бытовой керамической утвари.
В момент появления свастики северный небесный полюс находился примерно
в одном градусе от звезды a (альфа) созвездия Дракона. Через несколько сотен
лет, во времена строительства Великих пирамид, северный полюс совпадет с
этой звездой. Еще через пару тысячелетий она получит арабское название Тубан,
что означает «дракон».
Вокруг небесного полюса совершается как суточное вращение небосвода,так
и годовое. Суточное вращение человек полностью увидеть не может, поскольку
днем звезды незаметны. А вот годовое при достаточном терпении испособности
делать простейшие графические эскизы заметить можно. Древние трипольские
жрецы обладали этими качествами. Они выбирали на ночном небе какое-либо
созвездие и зарисовывали его положение в одно и то же время суток четыре
раза за год: осенью, зимой, весной и летом.

В интересующее нас
время северный небесный полюс, как мы знаем, находился вблизи звезды Тубан.
Направление на полюс задается линией, проведенной через звезды g (гамма) и h
(эта) созвездия Малой Медведицы. Теперь зарисуем положение Малой Медведицы
ровно в 10 часов вечера в один из дней октября, января,апреля и июля.
Соединим плавными линиями, проходящими через центр вращения - небесный полюс
- часть звезд малого ковша и рукоятки. В результате получим хорошо знакомый
символ — свастику, - означающий годовой цикл изменения времен года. К
сожалению, в XX веке этот древнейший символ приобрел негативный смысл. Его
связывают с нацистами. Именно поэтому летом 1941 года, вскоре после начала
Великой Отечественной войны, по специальному приказу НКВД уполномоченные на
местах изымали в российской глубинке одежду, домашнюю утварь с орнаментом в
виде свастики. И не скоро придет время, когда мы сможем вернуть свастике то
значение, которое придавали ему наши предки, - благополучие. |
|